Как М.В. Карго у нового терминала Cargill причал строит (Фоторепортаж)
10 Марта 2017, 17:23

Длина строящегося причала составит 385 м, глубина моря около причала будет доходить до 16 м. Благодаря этому причал сможет принимать суда дедвейтом 100 тыс. т.
Поднимая грунт
Пока с одной стороны акватории лимана идет погрузка судов на специализированных терминалах, с другой начали работу единственный в Украине глубоководный гидравлический экскаватор и сваебойная машина.

Основной объём выполненных работ сейчас не очень заметен, он скрыт от глаз толщей воды.

Первым делом роется котлован под будущую причальную стенку. В зависимости от типа грунта, ковш экскаватора поднимает от 14 до 16 кубометров за один раз.

Управляет высокотехнологичной машиной специалист с высшим образованием. В штат, который обеспечивает работу глубоководного гидравлического экскаватора, входят 3 матроса, два оператора и капитан-наставник.

«Техника уникальная. В свое время с ее помощью вырыли всю акваторию здесь. Вынули 7 млн кубометров грунта», — рассказывает директор «ТИС-Гидротехника» — компании, которая отвечает за гидротехнические работы по новому терминалу — Олег Заступайло.

Тогда экскаватор работал в компании «Мебиус Констракшн Юкрейн», специалисты которой возводили 18-й, 19-й и 20-й причалы, общей длиной 660 метров. А также используемые для обработки контейнеров причалы 21 и 22 в этом же порту.

Сейчас в акватории будущего терминала активно ведется два вида работ: роют котлован под причал и ведут сваебойные работы с понтона. В команде, которая строит причал и углубляет дно, работает 65 человек.

«Здесь были глубины в 1-1,5 метра. Чтобы зайти сюда, экскаватор прокопал под себя прорезь. Мы сделали технический подходной канал и от него начали копать и сам котлован. Поднять по проекту планируется 720 тысяч кубометров грунта. Реально сделано уже 650 тысяч кубов», — рассказывает Олег Заступайло.

Спарка из нескольких несамоходных грунтоотводных шаланд с помощью буксира вывозит за один раз около 5 тыс кубов поднятого экскаватором грунта. Его отвозят на расстояние 13,5 км от места дноуглубления и отправляют на морское дно.

Котлован уже выкопан на глубину 15 м при плановых 16. Через две недели этот этап работ должен быть закончен.
С морской стороны к причалу необходимо провести подходной канал глубиной 16 метров под суда типа Postpanamax. За эту часть работ отвечает Администрация морских портов Украины — об этом подписан соответствующий договор.
Тендер на проведение дноуглубительных работ должен был состояться еще в конце прошлого года, но был перенесен на март. Финальная дата подачи заявок для определения подрядчика по этим работам — 27 марта 2017 года.
Сотка для Нептуна
На противоположном конце будущего причала с понтона Goliath 1 работает сваебойная машина: 160-тонный кран Liebherr 1160, оснащенный вибропогружателем и гидромолотом. Шпунт и сваи размещаются на втором, вспомогательном грузовом понтоне Neptune 1.

Под сваи используются выведенные из оборота магистральные газовые трубы — 8 тыс. т уже складировано на берегу. Также 4,7 тыс. т шпунта профиля «Ларсен» поставила компания «АрселорМиталл».

Пока в работе задействован только один кран грузоподъемностью 160 т. Но вскоре процесс ускорится: на понтон на закольных сваях установят Liebherr грузоподъемностью 100 т.
Под причал вибропогружателем и гидромолотом будет забито 485 свай.

«Здешнее дно — это илы и глина, — рассказывает Олег Заступайло. — Мы используем сваи длиной 20 и 38 метров. Самая мелкая и самая сложная часть — сопряжение причала с берегом. Здесь создается комбинированная стенка: сваи и шпунт».

Кстати, у гидротехников есть традиция. На первую сваю скотчем приклеивается купюра в 100 грн и свая опускается в воду. Некая своеобразная плата Нептуну. Сваю с соткой уже погрузили в воду.

25-й отдельный
Смычки с 24-м причалом пока нет, так как нет и самого этого сооружения. Так что возводимые 385 метров причальной стенки пока будут представлять собой отдельную конструкцию в своём уголке Малого Аджалыкского лимана.

«М.В.Карго» также строит силосное поле под силосы объемом по 15 тыс.т каждая. Всего будет построено 14 таких емкостей, а также склад для напольного хранения вместимостью 80 тыс. т. Таким образом, общая емкость хранения на новом терминале составит 290 тыс. т.

Размещение силосов в удалении и под углом к фронту причала потребует создания мощной и достаточно сложной автоматизированной конвейрно-транспортной системы. И об этом мы постараемся рассказать в одном из наших следующих материалов.

По оценкам «М.В. Карго», новый терминал сможет обрабатывать не менее 10% всего экспортируемого из Украины зерна ежегодно. В ближайшие годы Минагропрод прогнозирует рекордные урожаи зерновых культур. И наличие дополнительных мощностей для их обработки сейчас Украине нужны как никогда. Как подсчитали в компании «М.В. Карго», год работы терминала принесет государству около 600 млн грн — в эту цифру входят портовые сборы и разные налоговые отчисления. Предприятие даст 500 новых рабочих мест.
Терминал должен начать работу весной 2018 г. — таковы договоренности с Cargill и кредиторами (ЕБРР и МФК). Эта дата также связана с подготовкой и началом нового зернового сезона.

Общая стоимость проекта оценивается в $150 млн, в строительство уже вложено больше $30 млн. Доля Cargill в проекте составляет 51%. В строительство инвестированы не только средства сторон, но и кредиты международных валютных организаций. ЕБРР и МФК уже подтвердили свои намерения о выделении кредитов на сумму $74 млн.
Виталий Сальник, Elevatorist.com